Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

образ 1

Толковый словарь Ожегова

О́БРАЗ 1, -а, мн. -ы, -ов, м.

Полезные сервисы

образ 2

Толковый словарь Ожегова

О́БРАЗ 2, -а́, мн. -а, -о́в, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе.

Полезные сервисы

образ автора

Стилистический словарь

ОБРАЗ АВТОРА - 1) одно из проявлений глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательное начало в разных видах деятельности, включая речевую; 2) основная категория текстообразования, наряду с образом адресата формирующая лингвистические и экстралингвистические факторы текстообразования; 3) худож. категория, формирующая единство всех элементов многоуровневой структуры литературного произведения; 4) образ творца, создателя худож. текста, возникающий в сознании читателя в результате его познавательной деятельности.

В стилистике худож. литературы целостная концепция О. а. была разработана В.В. Виноградовым в монографии "О теории художественной речи" (1971), хотя эта проблема затрагивалась и ранее в трудах Г.О. Винокура, Б.М. Эйхенбаума, А.Н. Соколова и др. В.В. Виноградов трактовал О. а. как "концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем-рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого" (с. 118). "В образе автора, как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого", - писал ученый (с. 211). В его работах О. а. интерпретируется как проявление "литературного артистизма" творца, с которым связано "распределение света и теней с помощью выразительных речевых средств, экспрессивное движение стиля, переходы и сочетания экспрессивно-стилевых красок, характер оценок, выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз…" (с. 83).

Категория О. а. рассматривается ученым как проявление отношения писателя "к литературному языку своей эпохи, к способам его понимания, преобразования и поэтического использования" (с. 106). В.В. Виноградов предлагает изучать О. а. как в плане диахронии ("вглубь") с учетом истории языка и смены литературных школ и направлений, так и "вширь" (в плане синхронии) на основе сопоставления произведений ряда совр. писателей или творений одного из них для выявления динамики О. а. в его творчестве.

Рассматривая О. а. как "индивидуальную словесно-речевую структуру, пронизывающую строй художественного произведения и определяющую взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов", подчеркивая историческую изменчивость и многообразие типов и форм "этих соотношений внутри произведения" "в зависимости от стилей и систем словесно-художественного творчества" (с. 152), В.В. Виноградов наметил глобальную перспективу дальнейшего изучения О. а. в совр. стилистике.

В трудах В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.М. Эйхенбаума, Б. Томашевского, М.П. Брандес, Б.О. Кормана, Е.А. Гончаровой и др. рассмотрены типы и виды О. а., различные лики худож. "я" в драме, лирике, романе и т.д., исследовано соотношение О. а. с личностью писателя и разными типами повествователей: объективным (максимально приближенным к автору и ведущим повествование от 3-го лица); личным, субъективным (в повествовании от 1-го лица без конкретизации и речевой характерологии); "персонифицированным" рассказчиком (в повествовании от 1-го лица в сказовой манере, с использованием характерологических речевых средств).

Термин "автор", как известно, может обозначать: 1) реальную личность писателя; 2) повествователя, субъекта-персонажа; 3) худож. личность создателя ("автор" как присущий данному произведению создающий субъект, который обозначается… самим произведением, так что только из самого произведения мы о нем и узнаем, иначе, "автор" как художественная личность писателя" - Брандес М.П., 1971, с. 54).

В сфере эстетической коммуникации О. а. соотносится с реальной личностью творца литературного произведения, который выражает в словесно-худож. форме свое мировоззрение, эстетическое кредо, свой лексикон, тезаурус, ассоциации. Вместе с тем О. а. и писатель - не тождественные понятия: О. а. имеет эстетическую сущность и отражает не в полной мере концептуальную и языковую картину мира создателя литературного произведения, поскольку полностью его картина мира не может реализоваться в одном или нескольких текстах.

Что же касается повествователя (объективного, личного или рассказчика), его выбор определяется писателем и является одной из форм выражения О. а. наряду с другими, включая различные композиционные виды "монтажа", речевые средства (внутреннюю прямую или несобственно-прямую речь), лирические отступления.

Новые аспекты в изучении О. а. открываются в связи с особенностями совр. лингвистической парадигмы: ее диалогичностью и опорой на теорию речевой деятельности, антропоцентризмом и текстоцентризмом (отсюда интерес к языковой личности автора, "стоящей" за текстом). В связи с этим О. а. в совр. стилистике худож. литературы необходимо изучать в коммуникативно-деятельностном аспекте не только в свете категории субъектности, но и категории адресованности (ср. работы о параметризации адресата Н.Д. Арутюновой, Г.В. Степанова, Г.Г. Молчановой, О.Л. Каменской, О.П. Воробьевой и др.). Это обусловлено диалогической концепцией совр. мировосприятия, в основе которой лежит теория диалога М.М. Бахтина, предполагающая ориентацию "на другого" и его ответную активность. Идея диалогизации стала ведущей в совр. гуманитарном знании, включая стилистику (см. работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов О. а. (ср. восприятие ученым книги "Марксизм и философия языка", 1930).

Проблема О. а. в худож. произведении исследуется в литературоведении (с историко-литературной; эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике худож. литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В совр. коммуникативной стилистике текста изучается языковая и концептуальная картина мира автора; многоаспектные проявления О. а. в структуре, семантике и прагматике текста; рассматриваются модели смыслового развертывания худож. текстов разных типов в аспекте идиостиля (см.); своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя.

Лит.: Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959; Его же: О теории художественной речи. - М., 1971; Брандес М.П. Стилистический анализ. - М., 1971; Бахтин M.M. Проблемы поэтики Достоевского. - 3-е изд. - М., 1972, гл. 2, 5; Его же: Автор и герой в эстетической деятельности. - ВЛ. - 1978. - №12; Его же: Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа // Русская словесность: Антология / Под редакцией проф. В.П. Нерознака. - М., 1997; Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980; Левидов А.М. Автор - образ - читатель. - 2-е изд. - Л., 1983; Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор - персонаж в художественном тексте. - Томск, 1984; Караулов Ю.Н. Понятие языковой личности в трудах В.В. Виноградова // Русский язык: Языковые значения в функциональном и стилистическом аспектах. - М., 1987; Степанов Г.В. Единство выражения и убеждения (автор и адресат) // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. - М., 1988; Винокур Г.О. Филологические исследования. - М., 1990. - С. 8-14; 112-140 и др.; Бескровная И.А. Поэтический текст как модель автокоммуникации: типы адресантов. - Филол. науки. - 1998. - №5-6; Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). - М., 1999; Чурилина Л.Н. Автор - концепт - текст: к вопросу о принципах организации лексического уровня художественного текста // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: Матер. междунар. науч.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 26-28 февраля 2001 г.). - СПб., 2001.

Н.С. Болотнова

Лингвистические термины

Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. "Образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля" [В.В. Виноградов]. Образ автора - одна из форм проявления реальной личности автора.

Выделяются следующие типы повествователей:

1) объективный повествователь (от 3-го лица);

2) личный повествователь (от 1-го лица);

3) рассказчик - носитель речи, открыто организующий текст своей личностью.

Аанализа текста

Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. «Образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля» [В.В. Виноградов]. Образ автора - одна из форм проявления реальной личности автора.

Выделяются следующие типы повествователей:

1) объективный повествователь (от 3-го лица);

2) личный повествователь (от 1-го лица);

3) рассказчик - носитель речи, открыто организующий текст своей личностью.

Полезные сервисы

образ адресата

Лингвистические термины

Одна из основных категорий текстообразования. Адресату предназначен текст в расчете на его творческое восприятие.

Форма выражения одного и того же содержания в тексте модифицируется по-разному, в зависимости от параметров:

1) возраста;

2) пола;

3) уровня образования;

4) сферы профессиональной занятости и т.п.

С фактором адресата всегда соотносятся коммуникативно-прагматические нормы.

Например, максимы Грайса:

1) максима "качества" ("говори правду");

2) "количества" ("делай свой вклад в речевое общение настолько информативным, насколько необходимо");

3) максима "релевантности" (отражает соответствие теме);

4) "манеры" ("говори ясно", "говори последовательно");

5) совокупность характеристик реального или предполагаемого адресата, которые должны быть учтены для успешности речевого акта.

Аанализа текста

Одна из основных категорий текстообразования. Адресату предназначен текст в расчете на его творческое восприятие.

Форма выражения одного и того же содержания в тексте модифицируется по-разному, в зависимости от параметров:

1) возраста;

2) пола;

3) уровня образования;

4) сферы профессиональной занятости и т.п.

С фактором адресата всегда соотносятся коммуникативно-прагматические нормы. Например, максимы Грайса:

1) максима «качества» («говори правду»);

2) «количества» («делай свой вклад в речевое общение настолько информативным, насколько необходимо»);

3) максима «релевантности» (отражает соответствие теме);

4) «манеры» («говори ясно», «говори последовательно»).

Полезные сервисы

образ божий в бороде, а подобие в усах

Пословицы и поговорки Даль

Образ Божий в бороде, а подобие в усах.

См. ИЗУВЕРСТВО - РАСКОЛ

Полезные сервисы

образ божий не в бороде, а подобие не в усах

Пословицы и поговорки Даль

Образ Божий не в бороде, а подобие не в усах.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

Полезные сервисы

образ врага

Поговорки

Публ., Полит. Совокупность насаждаемых пропагандой представлений о ком-л., о чём-л. как о чуждой силе, представляющей непосредственную опасность и угрозу. СП, 138; Мокиенко 2003, 66.

Полезные сервисы

образ действий

Евразийская мудрость от А до Я.

ОБРАЗ ДЕЙСТВИЙ -

комплекс психологических реакций на определенную ситуацию. В психологии различают образ действий  и поведение: второе обозначает комплекс объективных реакций; первое добавляет сюда понятие внутреннего значения: Образ действий = поведение значение (внутренне присущее или спроецированное). Образ действий - это тот смысл, который мы придаем поведения личности. Так, улыбка может выражать радость или же, наоборот (у японцев), гнев.

Синонимы к слову образ действий

сущ., кол-во синонимов: 3

См. план...

Тезаурус русской деловой лексики

Идеография

особое внимание. | уделять внимание чему.

Полезные сервисы

образ жизни

Энциклопедический словарь

О́браз жи́зни - философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.

* * *

ОБРАЗ ЖИЗНИ - О́БРАЗ ЖИ́ЗНИ, философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей, труд (см. ТРУД), быт (см. БЫТ), культуру (см. КУЛЬТУРА), политическую жизнь.

Большой энциклопедический словарь

ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей, труд, быт, культуру, политическую жизнь.

Поговорки

Разг. Жизненный уклад. БМС 1998, 413.

Словарь русского арго

Ирон. о чем-л. дорогостоящем, престижном

- Хорошая у тебя тачка (машина). - Не тачка, а образ жизни.

Синонимы к слову образ жизни

Идеография

характер (чего)

жизнь человека

образ жизни (вести какой #).

только и знает, что...

домосед. | отбиться от дома.

полуночник. полуночничать.

брать от жизни.

спешить жить.

тряхнуть стариной.

вести вторую жизнь.

перевести на рельсы чего.

см. привычка, удовольствие

Полезные сервисы

образ мыслей

Синонимы к слову образ мыслей

Полезные сервисы

образ ритора

Лингвистические термины

О.р. складывается как отношение его индивидуального стиля к представлению общества о риторическом идеале и проявляется в аспектах пафоса, логоса и этоса.

Полезные сервисы

образ ситуации

Переводоведческий словарь

образ ситуации - есть продукт познания, осмысления, описания и преобразования ситуации в коммуникативном акте.

Полезные сервисы

образ со стены снять

Сборник слов и иносказаний

образ со стены снять (иноск.) - чтоб поклясться

Ср. Я хоть образ со стены сниму.

Ср. Да ведь уже давеча побожился, что не шучу. Мы не в Замоскворечье, и вы не заставите меня образ со стены снимать в удостоверение. На Таганке это, говорят, в каждом доме практикуется.

А.А. Соколов. Тайна. 26.

См. практика.

Полезные сервисы

образ художественный

Евразийская мудрость от А до Я.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ -

специфический для искусства способ освоения и постижения действительности, преломленный сквозь чувства и мысли художника. В создании художественного образа искусство в чем-то уступает реальности, а в чем-то превосходит ее. Художественный образ - это всегда «выдумка», опирающаяся на действительность, «домысел», возникающий из логики реальной жизни, «догадка», которая дополняет недостающее. Художественный образ отличается от обычного образа-представления тем, что выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к этой действительности, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника и воссоздаваясь в воображении зрителя, читателя, слушателя. Художественный образ отличается и от научного понятия, которое предельно абстрагируется, «отвлекается» от конкретной реальности объекта, ««заглядывая» в его суть. Художественный образ связан с конкретностью, единичностью, однако в нем всегда присутствует обобщение, которое представляет собой единство индивидуального и общего, неповторимого и типического. Особенности художественного образа обусловлены спецификой видов и жанров искусства, а также характером материала, в котором воплощается то или иное содержание

Полезные сервисы

образ языка

Методические термины

О́БРАЗ ЯЗЫКА́.

Представление о лексико-грамматическом строе языка, его легкости-трудности, о соответствии или несоответствии некоторым эстетическим представлениям (благозвучность, системность и др.). О. я. формируется как на основе субъективных представлений, так и на основе существующих в лингвистике концепциях, представлениях о том или ином языке.

Полезные сервисы