О́БРАЗ 1, -а, мн. -ы, -ов, м.
образ автора
Стилистический словарь
ОБРАЗ АВТОРА - 1) одно из проявлений глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательное начало в разных видах деятельности, включая речевую; 2) основная категория текстообразования, наряду с образом адресата формирующая лингвистические и экстралингвистические факторы текстообразования; 3) худож. категория, формирующая единство всех элементов многоуровневой структуры литературного произведения; 4) образ творца, создателя худож. текста, возникающий в сознании читателя в результате его познавательной деятельности.
В стилистике худож. литературы целостная концепция О. а. была разработана В.В. Виноградовым в монографии "О теории художественной речи" (1971), хотя эта проблема затрагивалась и ранее в трудах Г.О. Винокура, Б.М. Эйхенбаума, А.Н. Соколова и др. В.В. Виноградов трактовал О. а. как "концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем-рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого" (с. 118). "В образе автора, как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого", - писал ученый (с. 211). В его работах О. а. интерпретируется как проявление "литературного артистизма" творца, с которым связано "распределение света и теней с помощью выразительных речевых средств, экспрессивное движение стиля, переходы и сочетания экспрессивно-стилевых красок, характер оценок, выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз…" (с. 83).
Категория О. а. рассматривается ученым как проявление отношения писателя "к литературному языку своей эпохи, к способам его понимания, преобразования и поэтического использования" (с. 106). В.В. Виноградов предлагает изучать О. а. как в плане диахронии ("вглубь") с учетом истории языка и смены литературных школ и направлений, так и "вширь" (в плане синхронии) на основе сопоставления произведений ряда совр. писателей или творений одного из них для выявления динамики О. а. в его творчестве.
Рассматривая О. а. как "индивидуальную словесно-речевую структуру, пронизывающую строй художественного произведения и определяющую взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов", подчеркивая историческую изменчивость и многообразие типов и форм "этих соотношений внутри произведения" "в зависимости от стилей и систем словесно-художественного творчества" (с. 152), В.В. Виноградов наметил глобальную перспективу дальнейшего изучения О. а. в совр. стилистике.
В трудах В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.М. Эйхенбаума, Б. Томашевского, М.П. Брандес, Б.О. Кормана, Е.А. Гончаровой и др. рассмотрены типы и виды О. а., различные лики худож. "я" в драме, лирике, романе и т.д., исследовано соотношение О. а. с личностью писателя и разными типами повествователей: объективным (максимально приближенным к автору и ведущим повествование от 3-го лица); личным, субъективным (в повествовании от 1-го лица без конкретизации и речевой характерологии); "персонифицированным" рассказчиком (в повествовании от 1-го лица в сказовой манере, с использованием характерологических речевых средств).
Термин "автор", как известно, может обозначать: 1) реальную личность писателя; 2) повествователя, субъекта-персонажа; 3) худож. личность создателя ("автор" как присущий данному произведению создающий субъект, который обозначается… самим произведением, так что только из самого произведения мы о нем и узнаем, иначе, "автор" как художественная личность писателя" - Брандес М.П., 1971, с. 54).
В сфере эстетической коммуникации О. а. соотносится с реальной личностью творца литературного произведения, который выражает в словесно-худож. форме свое мировоззрение, эстетическое кредо, свой лексикон, тезаурус, ассоциации. Вместе с тем О. а. и писатель - не тождественные понятия: О. а. имеет эстетическую сущность и отражает не в полной мере концептуальную и языковую картину мира создателя литературного произведения, поскольку полностью его картина мира не может реализоваться в одном или нескольких текстах.
Что же касается повествователя (объективного, личного или рассказчика), его выбор определяется писателем и является одной из форм выражения О. а. наряду с другими, включая различные композиционные виды "монтажа", речевые средства (внутреннюю прямую или несобственно-прямую речь), лирические отступления.
Новые аспекты в изучении О. а. открываются в связи с особенностями совр. лингвистической парадигмы: ее диалогичностью и опорой на теорию речевой деятельности, антропоцентризмом и текстоцентризмом (отсюда интерес к языковой личности автора, "стоящей" за текстом). В связи с этим О. а. в совр. стилистике худож. литературы необходимо изучать в коммуникативно-деятельностном аспекте не только в свете категории субъектности, но и категории адресованности (ср. работы о параметризации адресата Н.Д. Арутюновой, Г.В. Степанова, Г.Г. Молчановой, О.Л. Каменской, О.П. Воробьевой и др.). Это обусловлено диалогической концепцией совр. мировосприятия, в основе которой лежит теория диалога М.М. Бахтина, предполагающая ориентацию "на другого" и его ответную активность. Идея диалогизации стала ведущей в совр. гуманитарном знании, включая стилистику (см. работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов О. а. (ср. восприятие ученым книги "Марксизм и философия языка", 1930).
Проблема О. а. в худож. произведении исследуется в литературоведении (с историко-литературной; эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике худож. литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В совр. коммуникативной стилистике текста изучается языковая и концептуальная картина мира автора; многоаспектные проявления О. а. в структуре, семантике и прагматике текста; рассматриваются модели смыслового развертывания худож. текстов разных типов в аспекте идиостиля (см.); своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя.
Лит.: Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959; Его же: О теории художественной речи. - М., 1971; Брандес М.П. Стилистический анализ. - М., 1971; Бахтин M.M. Проблемы поэтики Достоевского. - 3-е изд. - М., 1972, гл. 2, 5; Его же: Автор и герой в эстетической деятельности. - ВЛ. - 1978. - №12; Его же: Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа // Русская словесность: Антология / Под редакцией проф. В.П. Нерознака. - М., 1997; Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980; Левидов А.М. Автор - образ - читатель. - 2-е изд. - Л., 1983; Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор - персонаж в художественном тексте. - Томск, 1984; Караулов Ю.Н. Понятие языковой личности в трудах В.В. Виноградова // Русский язык: Языковые значения в функциональном и стилистическом аспектах. - М., 1987; Степанов Г.В. Единство выражения и убеждения (автор и адресат) // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. - М., 1988; Винокур Г.О. Филологические исследования. - М., 1990. - С. 8-14; 112-140 и др.; Бескровная И.А. Поэтический текст как модель автокоммуникации: типы адресантов. - Филол. науки. - 1998. - №5-6; Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). - М., 1999; Чурилина Л.Н. Автор - концепт - текст: к вопросу о принципах организации лексического уровня художественного текста // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: Матер. междунар. науч.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 26-28 февраля 2001 г.). - СПб., 2001.
Н.С. Болотнова
Лингвистические термины
Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. "Образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля" [В.В. Виноградов]. Образ автора - одна из форм проявления реальной личности автора.
Выделяются следующие типы повествователей:
1) объективный повествователь (от 3-го лица);
2) личный повествователь (от 1-го лица);
3) рассказчик - носитель речи, открыто организующий текст своей личностью.
Аанализа текста
Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. «Образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля» [В.В. Виноградов]. Образ автора - одна из форм проявления реальной личности автора.
Выделяются следующие типы повествователей:
1) объективный повествователь (от 3-го лица);
2) личный повествователь (от 1-го лица);
3) рассказчик - носитель речи, открыто организующий текст своей личностью.
Полезные сервисы
образ адресата
Лингвистические термины
Одна из основных категорий текстообразования. Адресату предназначен текст в расчете на его творческое восприятие.
Форма выражения одного и того же содержания в тексте модифицируется по-разному, в зависимости от параметров:
1) возраста;
2) пола;
3) уровня образования;
4) сферы профессиональной занятости и т.п.
С фактором адресата всегда соотносятся коммуникативно-прагматические нормы.
Например, максимы Грайса:
1) максима "качества" ("говори правду");
2) "количества" ("делай свой вклад в речевое общение настолько информативным, насколько необходимо");
3) максима "релевантности" (отражает соответствие теме);
4) "манеры" ("говори ясно", "говори последовательно");
5) совокупность характеристик реального или предполагаемого адресата, которые должны быть учтены для успешности речевого акта.
Аанализа текста
Одна из основных категорий текстообразования. Адресату предназначен текст в расчете на его творческое восприятие.
Форма выражения одного и того же содержания в тексте модифицируется по-разному, в зависимости от параметров:
1) возраста;
2) пола;
3) уровня образования;
4) сферы профессиональной занятости и т.п.
С фактором адресата всегда соотносятся коммуникативно-прагматические нормы. Например, максимы Грайса:
1) максима «качества» («говори правду»);
2) «количества» («делай свой вклад в речевое общение настолько информативным, насколько необходимо»);
3) максима «релевантности» (отражает соответствие теме);
4) «манеры» («говори ясно», «говори последовательно»).
Полезные сервисы
образ врага
образ действий
Евразийская мудрость от А до Я.
ОБРАЗ ДЕЙСТВИЙ -
комплекс психологических реакций на определенную ситуацию. В психологии различают образ действий и поведение: второе обозначает комплекс объективных реакций; первое добавляет сюда понятие внутреннего значения: Образ действий = поведение значение (внутренне присущее или спроецированное). Образ действий - это тот смысл, который мы придаем поведения личности. Так, улыбка может выражать радость или же, наоборот (у японцев), гнев.
Синонимы к слову образ действий
См. план...
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: см. поведение
Идеография
Полезные сервисы
образ жизни
Энциклопедический словарь
О́браз жи́зни - философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.
* * *
ОБРАЗ ЖИЗНИ - О́БРАЗ ЖИ́ЗНИ, философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей, труд (см. ТРУД), быт (см. БЫТ), культуру (см. КУЛЬТУРА), политическую жизнь.
Большой энциклопедический словарь
ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей, труд, быт, культуру, политическую жизнь.
Поговорки
Словарь русского арго
Ирон. о чем-л. дорогостоящем, престижном
- Хорошая у тебя тачка (машина). - Не тачка, а образ жизни.
Синонимы к слову образ жизни
сущ., кол-во синонимов: 8
дауншифтинг (2)
жизненный уклад (2)
модус вивенди (4)
порядок (82)
распорядок (15)
склад (82)
уклад (14)
фитнес (8)
Идеография
▲ характер (чего)
образ жизни (вести какой #).
только и знает, что...
домосед. | отбиться от дома.
полуночник. полуночничать.
брать от жизни.
спешить жить.
тряхнуть стариной.
вести вторую жизнь.
перевести на рельсы чего.
см. привычка, удовольствие
Полезные сервисы
образ мыслей
Синонимы к слову образ мыслей
сущ., кол-во синонимов: 18
взгляды (16)
взгляды на вещи (15)
взгляды на жизнь (15)
видение (34)
воззрения (15)
дух (136)
идеология (18)
кредо (16)
менталитет (9)
ментальность (7)
мировоззрение (26)
миропонимание (18)
миросозерцание (15)
правила (22)
принципы (17)
символ веры (15)
убеждения (18)
философия (40)
См. воззрение...
Полезные сервисы
образ ритора
образ ситуации
образ со стены снять
Сборник слов и иносказаний
образ со стены снять (иноск.) - чтоб поклясться
Ср. Я хоть образ со стены сниму.
Ср. Да ведь уже давеча побожился, что не шучу. Мы не в Замоскворечье, и вы не заставите меня образ со стены снимать в удостоверение. На Таганке это, говорят, в каждом доме практикуется.
А.А. Соколов. Тайна. 26.
См. практика.
Полезные сервисы
образ художественный
Евразийская мудрость от А до Я.
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ -
специфический для искусства способ освоения и постижения действительности, преломленный сквозь чувства и мысли художника. В создании художественного образа искусство в чем-то уступает реальности, а в чем-то превосходит ее. Художественный образ - это всегда «выдумка», опирающаяся на действительность, «домысел», возникающий из логики реальной жизни, «догадка», которая дополняет недостающее. Художественный образ отличается от обычного образа-представления тем, что выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к этой действительности, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника и воссоздаваясь в воображении зрителя, читателя, слушателя. Художественный образ отличается и от научного понятия, которое предельно абстрагируется, «отвлекается» от конкретной реальности объекта, ««заглядывая» в его суть. Художественный образ связан с конкретностью, единичностью, однако в нем всегда присутствует обобщение, которое представляет собой единство индивидуального и общего, неповторимого и типического. Особенности художественного образа обусловлены спецификой видов и жанров искусства, а также характером материала, в котором воплощается то или иное содержание
Полезные сервисы
образ языка
Методические термины
О́БРАЗ ЯЗЫКА́.
Представление о лексико-грамматическом строе языка, его легкости-трудности, о соответствии или несоответствии некоторым эстетическим представлениям (благозвучность, системность и др.). О. я. формируется как на основе субъективных представлений, так и на основе существующих в лингвистике концепциях, представлениях о том или ином языке.